Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №79

Адрес140127, Московская область, Раменский м.р., п. Дубовая роща, Новая, рядом с домом №8

Контакты администрации

Сидим дома.Музыкальные игры для всей семьи

 

  1. «Песенка по цепочке»

 В игре используются песни, которые знают все участники игры, например - детские песенки из мультиков. Первый участник начинает петь песню и поёт первую строчку, вторую строчку песни поёт следующий участник и так далее. Цель игры - спеть песенку без остановок.

  1. «Спрячем песенку»

Все хором поют любую песенку по выбору. Ведущий хлопком подаёт знак – начать петь просебя, ведущий дирижирует. При повторном хлопке – снова все поют вслух.

  1. «Громко-тихо»

Для игры подойдут 2 одинаковых предмета, но разные по размеру. Например два кубика: большой и маленький. Первый частник поет отрывок песни, а второй должен показать с помощью предмета как спел первый участник: большой кубик – громко, маленький кубик – тихо. Другой вариант игры. Первый участник показывает маленький кубик, второй участник должен тихо спеть песенку или пропеть своё имя. Второй участник показывает большой кубик, следующий участник должен громко исполнить песню или пропеть своё имя.

 

  1. «Весёлый зоопарк»

Петь любимые песни голосами разных животных (на «мяу-мяу», «гав-гав» и т. д.)

  1. «Учим игрушки танцевать»

Это игра на развитие чувства ритма. Потребуется большая игрушка (у ведущего) и маленькие (у остальных, по числу играющих).

Ведущий отбивает ритмические рисунок своей игрушкой по столу, остальные повторяют этот ритм своими игрушками.

  1. «Танец шляпы»

Все участники садятся в круг. Ведущий включает и выключает музыку (вначале это взрослый, затем может быть ребёнок) Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая её на голову своего соседа. Когда звучание музыки прерывается, ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать любое движение, для того, чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать вновь, игра продолжается.

 «Поющий город»

Можно на некоторое время превратиться в Поющий город, где все не разговаривают, а поют, сами придумывая мелодию. Если понравится, можно так прожить целый день

  1. «Кино-фото»

Все танцуют под музыку по команде: «Кино!». По команде ведущего: «Фото!» все замирают в красивых позах, а ведущий фотографирует

  1. «Не опоздай!»

Все становятся в круг и выбирают 4 движения, которые будут выполнять по цепочке. Например: первый приседает, второй хлопает в ладоши, 3-й выполняет поворот вокруг себя, 4-й притопывает. Движения выполняются под музыку по вашему выбору. Задача - не сбиться с ритма и темпа, соблюдая чёткую очерёдность движений.

  1. «Угадай звук»

Ведущий садится за импровизированную ширму, прихватив с собой различные звучащие предметы (связку ключей, газету, сосуд с водой, кухонные принадлежности и т. д.) Ведущий заставляет предметы звучать, а участники игры определяют, что это за звук.

 11. «Найди игрушку»

Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый - звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё (по принципу «горячо-холодно»). Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.

12.«Музыкальные сосуды»

Для игры нужны какие-либо одинаковые стеклянные сосуды, например, бутылки, или рюмки, или стаканы и еще металлическая ложка, или вилка. Пусть в начале их (сосудов) будет 2, чем старше ребенок, тем больше сосудов. Я опишу на примере бутылок.

Наберите в одну бутылку немного воды и постучите по горлышку бутылки ложкой, держа ее за самый край. Попросите Вашего ребенка, с помощью воды и другой бутылки сделать такой же звук. Пусть Ваш малыш самостоятельно набирает какое-то количество воды в пустую бутылку, стучит по ней ложкой и добивается нужного звука. Далее с теми же предметами можно сочинять простые мелодии.

Предложите ребенку набрать в бутылки различное количество воды и выстроить их по звуку. То есть, бутылки, которые звучат низким звуком – слева, и, соответственно, которые звучат высоким – справа. Поверьте, ребенку будет очень интересно этим заняться. Потом можно попробовать соединять звуки и выстраивать какую-либо простую мелодию. Сначала сочините что-то Вы, а затем предложите ребенку. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем быстрее можно будет ее усложнять, например, добавлять больше бутылок

    Занятия музыкой могут оказаться весёлыми даже для самых непоседливых детей, если найти правильный подход к процессу. Один из самых необычных способов — сделать музыкальный инструмент самим, вместе с ребёнком. Тем более что самостоятельно можно смастерить целый оркестр.

Колокольчики на картонной трубе

 Это один из самых любимых инструментов у детей. Все мы любим колокольчики, а эти выглядят просто великолепно.

Колокольчики на ножках

Если вы любите колокольчики так же, как их любим мы, можете изготовить симпатичные колокольчики для ног, которые отлично подходят ещё и для танцев под музыку.

 

Простые барабаны

Вот такие простые барабаны из жестяных банок.

 Добавьте немного клейкой ленты, и дети сами смогут нарисовать на барабане геометрические узоры или то, что им вздумается.

 

Больше барабанов

   Ещё одна простая и замечательная идея, как сделать барабаны из жестяной банки и воздушного шарика. Делается это очень быстро и может использоваться как барабан или шейкер. Можно оставить банку не раскрашенной, а можно пофантазировать — как вам больше нравится.

Водный ксилофон

 Классическая забава для детей, идеальная для развлечения, — водный ксилофон. Естественно, необязательно, чтобы он был всех цветов радуги, подойдёт и обычная вода.

Кастаньеты

   Другой музыкальный инструмент, который можно сделать своими руками — эти очаровательные маленькие и простые кастаньеты. Идеально подойдут для того, чтобы попрактиковаться с ритмом.

Кастаньеты-крокодильчики

 Эти крокодильчики , которые могут издавать щёлкающие звуки, можно использовать в качестве кастаньет.

Палочки для ритма

Этот музыкальный инструмент можно сделать даже с малышом: он может раскрасить его как душе угодно.

Тамбурин

Как насчёт самодельного тамбурина ? Для изготовления лучше использовать пяльцы для вышивания и металлические крышки от бутылок.

Свирель из соломенных трубочек

 

  Исследователи заметили, что музыкальные игры оказывают заметное влияние на развитие внимания, на формирование способности к восприятию информации.

В настоящее время такие проблемы со вниманием не редкость. Чаще всего недостаточная способность сосредоточиться имеет бытовые причины. Дети обычно слишком много времени проводят у телевизора: яркие картинки, резкая музыка, быстрая смена действий перегружают и истончают нервную систему детей. Способность к восприятию заметно снижается, дети с трудом сосредоточиваются на одном задании продолжительное время. Музыкальные игры в условиях семьи являются эффективным средством профилактики неврозов, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения. Совместный музыкально-игровой досуг для ребенка может организовать любая мама или бабушка без специальной педагогической, музыкальной подготовки.

Для этого

  • Создайте фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий, фоновые мелодии. Такую музыкуможно включать на тихой громкости при чтении сказок, сопровождать ею рисование, лепку, укладывание малыша спать
  • Организуйте домашнийоркестр из покупных детских музыкальныхинструментов или самодельных шумовых игрушек. Сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен, танцевальных, маршевых мелодий, собственное исполнение песен.
  • Чтение стихов, загадок, сказочных историй может сопровождаться подыгрыванием на музыкальных инструментах.

Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на ребенка.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Во время рассказа чаще смотрите детям в глаза.

Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

Побуждайте детей к игре на инструментах.

Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

«Лиса и рыба»

Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок.

Лошадка бежит, копытами стучит, Бубенчиком звенит БУБЕНЦЫ/ КОРОБОЧКА

Видит дед – на дороге лиса лежит, Обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани, БАРАБАН

а сам пошёл впереди. ПОЛИЭТИЛЕН

Лошадка бежит, колокольчиком звенит БУБЕНЦЫ/ КОРОБОЧКА

А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке КОЛОКОЛЬЧИКИ

Выбросила всю рыбку и сама убежала БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

  • Игра на освоение ритма «Угадай песенку». Играть можно при любом удобном случае. Правила просты. Задумайте известную вашему ребенку песенку и прохлопайте ее ритм. Пусть он угадает песенку. Постепенно ребенок сам научится загадывать такие ритмические загадки. Не забывайте, что ребенку сложно удержать в памяти большой отрывок мелодии, поэтому в игре загадывайте только припев песенки, всего несколько строчек.
  • Можно развивать музыкальный слух, знакомить с высокими и низкими звуками. Для этого можно использовать свой голос, металлофон, пианино. Покажите малышу, как летает и жужжит комарик (очень высокие звуки, как гавкает собачка (звуки средней высоты, как ревет мишка (очень низкие звуки). Пусть ваш ребенок сопровождает свои звуки движением. Например, попросите его показать, как летает комарик (малыш имитирует движение комарика, а также звучит тонким голосочком)и так далее.
  • Длительность звука можно изучить с помощью рисования. Пусть Ваш ребенок, пока звучит нота, рисует на листе бумаги линию, а когда звучание закончится, перестанет рисовать («Посмотри, какой длинный звук», - скажите Вы ребенку). А на короткие звуки линии будут короткими или превратятся в точки.
  • Игра на развитие тембрового восприятия «Угадай, что звучит»Для этой игрыпонадобятся предметы, которые есть в каждом доме. Например, стеклянная бутылка, чашка, кастрюля, тарелка, стакан. Возьмите карандаш за самый кончик и постучите по каждому предмету по очереди. Затем, попросите ребенка отвернуться и постучите по какому-нибудь одному предмету. Когда малыш повернется, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает, по какому предмету Вы стучали. Вначале не берите много предметов, игра не должна быть сложной. Постепенно можно игру усложнять, добавляя предметы, похожие по звучанию, или угадывать звучание не одного предмета, а последовательности звуков.
  • Под музыкус детьми можно танцевально импровизировать, тогда таких детей будет отличать грациозность движений
  • Инсценирование – еще один вид совместной деятельности. Инсценировать можно песни, сказки, стихи, что безусловно развивает фантазию.
  • Различные звукоподражания, производимые в процессе чтения сказок, а также песенные импровизации, передающие то или иное состояние, вызывают у детей у детей большой интерес и развивают творческое начало.

«Театрализованные игры с детьми дома».

 Средний дошкольный возраст характеризуется активным развитием всех психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в этом возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.  Игры рассчитаны на активность детей, на их творческое взаимодействие друг с другом, на художественно-двигательное общение со взрослыми. Через театрализованную игру ребенок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.

В процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется ее интонационный диапазон.

Неоценима и воспитательная роль театрализованных игр. Они учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Театрализованные игры позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально-личностными особенностями. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – преодолеть неуверенность в себе. Содержание игр, необычность сюжета, возможность «спрятаться» за маску, костюм, театрализованную куклу – все это позволяет решить многие проблемные ситуации. Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры- забавыигры-драматизации под пение,слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской, доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Создавая домашний кукольный театр, Вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества,смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от ребенка. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них

неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски,

звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются

вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ,

черты.

Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Текст  полностью можно скачать здесь

Материал подготовлен музыкальным руководителем МДОУ № 79 Олейник О.О.

Дата публикации — 13.04.2020