Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №79

Адрес140127, Московская область, Раменский м.р., п. Дубовая роща, Новая, рядом с домом №8

Контакты администрации

Современная семья и ее роль в духовно-нравственном развитии ребенка (подготовила воспитатель Астахова В.И.)

      Семья - одно из понятий, которое не изменяло своего значения на протяжении многих веков. В современном понимании семья – это социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями ( а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

         В семье закладываются основы развития личности, физического, нравственного и духовного ее здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и принятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект. Вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества.

       В семье ребенок приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями, способами поведения, нормативными и ценностными представлениями. В семье он знакомится с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями, представителями старшего поколения как нечто само собой разумеющееся. Мировоззренческие убеждения и установки взрослых проявляются в их повседневных рассуждениях и поступках. Роль семьи в воспитании ребёнка, безусловно, ведущая. Именно семья является главным институтом воспитания. Ведь все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь. Роль семьи в качестве института воспитания обуславливается еще и тем, что значительную часть своей жизни ребенок находится в ней. Поэтому по длительности воздействия на личность с семьей вряд ли можно сравнить какие-либо другие институты воспитания. Ведь именно в ней закладываются основы личности ребенка. Поэтому к моменту своего поступления в школу он сформировался как личность уже более чем наполовину.

      Стоит отметить, что семья может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на воспитание (такова разноплановая роль семьи в воспитании ребёнка). Если говорить о положительном воздействии на личность, то никто не будет относиться к ребенку лучше, чем его семья (брат, сестра, дедушка, бабушка, мать, отец). Но с другой стороны, ни один социальный институт не может настолько сильно навредить воспитанию ребенка, чем его собственная семья. Ведь семья представляет собой своего рода коллектив, который в воспитании ребенка играет важнейшую, основную и долговременную роль. Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. Честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей, так проявляя роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется комплекс неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя, подсознательно формирует у своих детей подобный тип поведения. Поэтому в каждой семье должен возникать вопрос о том, каким образом можно свести к минимуму отрицательные влияния на воспитание детей, а вместе с этим максимизировать положительные. Сделать этого будет намного проще, если заранее определить все социально-психологические факторы данной семьи. Достижение не только духовного единения между детьми и родителями, но и нравственной связи – это самое главное в воспитании.

Надо сказать, что именно в семье ребенок делает свои первые наблюдения, получает первый жизненный опыт, а также наглядно учится, как нужно поступать в тех или иных ситуациях - такова роль семьи в воспитании ребёнка. Поэтому так важно подкреплять конкретными примерами то, чему вы учите своего ребенка. Он непременно должен видеть, что теория и практика у взрослых не расходятся между собой. К примеру, ребенок, которому папа и мама постоянно твердили, что врать нехорошо, вдруг замечает, что сами они от этого правила отступают. Многие родители в своих детях видят именно свое продолжение, а также реализацию определенных идеалов и установок. И отступить от них бывает очень трудно. Различные подходы к воспитанию детей могут послужить причиной возникновения конфликтных ситуаций между родителями. Для начала нужно найти общее решение. В том случае, если нужно пойти на компромисс, то удовлетворены должны быть основные требования обеих сторон. Если один из родителей принимает какое-либо решение, то ни в коем случае не должен забывать о позиции второго. Сам ребенок не должен видеть противоречий в позициях своих родителей. Одним словом, не нужно при ребенке обсуждать такие вопросы. Ведь всем известно, как дети могут быстро «схватывать» сказанное. Принимая какое-либо решение, родители, в первую очередь, должны думать об интересах ребенка, а не о своих собственных.

Можно выделить следующие принципы общения у детей и взрослых, в чём проявляется положительная роль семьи в воспитании ребёнка:

1)Принятие ребенка. То есть родители должны принимать его таким, какой он есть.

2)Эмпатия (или сопереживание). В данном случае на проблемы взрослый смотрит глазами ребенка, принимая его позицию.

3)Конгруэнтность. Ко всему происходящему взрослый относится весьма адекватно.

Стоит отметить, что своего ребенка родители должны любить не за что-то. И неважно, что он не умен или некрасив, что на него постоянно жалуются соседи. То есть это безусловная любовь. Однако бывает и так, что родители любят своего ребенка только тогда, когда он хорошо себя ведет, прилежно учится или полностью соответствует их ожиданиям. И стоит ему перестать удовлетворять их потребностям, как отношение к нему изменяется в самую худшую сторону. В этом случае ребенок перестает чувствовать эмоциональную безопасность, не уверен в своих родителях. Это обусловленная любовь.

Иногда ребенок вообще не принимается собственными родителями. То есть им он совершенно безразличен. В некоторых случаях он просто отвергается ими. К примеру, если это семья алкоголиков. Однако, даже живя в благополучной семье, можно быть нелюбимым родителями.

Актуальные проблемы воспитания детей в семье остро ощущаются в наши дни, когда объективно возрастает роль семьи в духовно-нравственном развитии личности. Семья как ячейка общества представляет собой не только родной очаг, но и круг близких людей. Она связывает каждого человека с традициями народа, его нравственным и культурным наследием, богатым воспитательным опытом.

Духовно-нравственное воспитание ребенка всегда является актуальным и важным. Для воспитания духовно-нравственных качеств требуется формирование национального самосознания детей через внедрение в их жизнедеятельность традиций народной жизни с дошкольного возраста.

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, дух которым живут родители и люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка - оказывается определяющим в развитии духовно-нравственного воспитания ребенка.

Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности .

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Наша цель, как педагогов, обеспечить тесный контакт родителей и педагогов в решении основной задачи духовно-нравственного воспитания дошкольника, задать правильное направление родителям, помочь с возникающими вопросами, ведь семейное воздействие на детей уникально. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности и продолжается многие годы. Это воздействие основано на устойчивости контактов, и что очень важно – на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, чувств и поведения. Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды.

В нашем детском саду одним из приоритетных направлений является духовно-нравственное воспитание. Систематическая работа по данному направлению осуществляется с 2012 года в рамках кружка «Добрый мир».

 Наблюдая за эмоциональной отзывчивостью детей и заинтересованностью родителей, у нас возникла идея о создании долгосрочного проекта «Добрые истоки», который охватит большую часть наших воспитанников и привлечет внимание родительской общественности.

Особенностью проекта является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира.

Реализуя проект, особое внимание уделяем произведениям детской художественной литературы, народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству; используем многообразные формы и активные методы приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма нравственности.

Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Мы стараемся подобрать такие произведения для театрализации, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

В реализации проекта большое значение имеет взаимодействие педагогов с семьей, которое проходит через: образовательную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников, в виде организованных занятий и праздников, совместных мероприятий, где обсуждаются насущные вопросы воспитания детей.

Главный же результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятии зла.

Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут сообща идти к намеченной цели.

Список использованной литературы.

  1. Потаповская О.М.Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей ..
  2. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы.
  3. . Антонов А.И. Микросоциология семьи.- М., 2005
Дата публикации — 22.07.2020