Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №79

Адрес140127, Московская область, Раменский м.р., п. Дубовая роща, Новая, рядом с домом №8

Контакты администрации

Повышение компетентности родителей в контексте ФГОС ДО

         Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников было и остается неотъемлемой частью деятельности дошкольной образовательной организации. Как должно строиться это взаимодействие сегодня? Нужно ли поучать родителей, пытаться делать из них педагогов? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Для того чтобы понять, как строить взаимодействие сегодня, имеет смысл немного перелистнуть странички истории.

Проблема взаимодействия педагогов и родителей возникла в 19 – начале 20 в., когда педагогическая общественность и родители детей дошкольного и младшего школьного возрастов стали тесно контактировать. В то время родители испытывали дефицит знаний и практических умений в области педагогики, психологии, физиологии, а педагоги искренне стремились помочь преодолеть имеющиеся пробелы.

Вторая половина 19 в. – это эпоха возникновения первых детских садов в России. Однако, как пишут исследователи, детские сады как воспитательно-образовательные дошкольные учреждения не сразу стали популярными в нашей стране. Во второй половине 19 – начале 20в. появляется множество изданий, призванных оказать помощь семье в деле воспитания детей, проводятся выставки, создаются клубы и кружки для родителей, издаются работы известных и зарубежных авторов. Основной целью первого этапа в развитии взаимодействия общественного и семейного воспитания в России было педагогическое просвещение родителей. Взаимодействие носило субъект-субъектный характер.

После революции ситуация изменилась. Был провозглашен приоритет общественного воспитания над семейным. В основе взаимодействия педагогов и родителей в этот период лежал знаниевый авторитарный подход, характерный для системы образования периода в целом, основными формами являлись собрания фактически с односторонней активностью со стороны педагога. Таким образом, второй этап характеризовался доминирующей позицией последнего, монологичностью форм взаимодействия, противоречивостью, выраженной в жесткости форм и авторитарности подходов.

Конец 80 – х гг. 20в. – начало 21в. изменили ситуацию с точности до наоборот. Родители были признаны социальными заказчиками, профессия педагога детского сада из-за низкого материального статуса стала непопулярной, а порой и малоуважаемой. Педагог стал выступать в роли «просителя». Родитель начал активно диктовать условия, ориентируясь на которые, нужно было воспитывать ребёнка в детском саду. И наука, и практика фактически сразу пришли к выводу, что такое взаимодействие скорее наносит вред, чем способно принести хоть какую-то пользу. Обозначается необходимость формирования родительской компетентности. Начинается поиск новых форм взаимодействия с целью оказания родителям помощи.

С 2012г., с момента утверждения новых нормативных правовых актов в сфере образования, начинается современный этап, который возвращает нас назад, к сотрудничеству и диалогу педагогов с родителями воспитанников. Обратимся к нормативной базе и обозначим позиции, характеризующие взаимодействие педагогов и родителей сегодня.

  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223 – ФЗ ( ред.от 30.12.2015) СК РФ
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 – ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №155 (ФГОС ДО)

Так, статья 63 СК РФ гласит, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей», а также что «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Преимущественное право родителей на образование закреплено в законодательстве РФ.

Психологи сегодня отмечают такую проблему, как холодность, а временами и жестокость детско-родительских отношений. Родителям не хватает времени на общение с детьми. Дети же остро ощущают нехватку родительского внимания и любви. Семья нуждается в серьёзной планомерной помощи в воспитании детей, но помощи адекватной и грамотной. Родителей нет необходимости поучать, а вот сопровождать и поддерживать в их воспитательной практике нужно.

ФГОС ДО одной из задач ставит «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Согласно ФГОС ДО одним из ведущих принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи. Эта самая главная цель и родителей, и педагогов. Педагоги – это прежде всего профессионалы высокого уровня, которые в диалоге с родителями имеют возможность выстроить ту самую индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка, благодаря которой максимально полно раскроются все заложенные в нем способности и период детства, ценный сам по себе, будет счастливым. Но для этого обе стороны должны понять, что путем взаимной конфронтации, отчуждения или минимизации контактов невозможно достигнуть решения единой цели.

Сегодня происходит существенная трансформация взаимодействия педагогов и родителей: его сущности, содержания и форм. В настоящее время от каждой стороны требуется личностная заинтересованность и понимание результативности своей части партнерства. Педагог – прежде всего профессионал, способный грамотно и эффективно оказать помощь родителям, причем не только самим процессом воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но и формированием того, что называется родительской компетентностью.

Сегодня много говорится о компетентном родительстве как о многомерном и многогранном феномене. Родительская компетентность – это прежде всего сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции. В основе формирования родительской компетентности лежит объединение «разнообразных аспектов родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, психомоторного, духовного, коммуникативного, игрового, рефлексивного и т.д.». Родительская компетентность структурно может быть представлена как совокупность содержательного (когнитивного), деятельностного (поведенческого) и эмоционально-личностного компонентов. ТО есть можно говорить о сочетании знаний, чувств и действий. Современные родители достаточно грамотные люди. Тем не менее специалисты отмечают существенное ослабление воспитательного потенциала семьи, разобщенность и холодность детско-родительских отношений, деформацию социализирующего влияния семьи. Помощь педагога в формировании родительской компетентности неоценима. Он выступает инициатором взаимодействия, использует различные пути вовлечения родителей в жизнь ребёнка в дошкольной организации, обогащения представлений родителей о возрастных психолого-педагогических особенностях детей, методах и приёмах воспитания. Помочь родителям осознать себя родителями, познать свои сильные и слабые стороны, научиться эффективно сотрудничать с собственным ребёнком – прямой профессиональный долг каждого педагога.

Очень важно включение родителей в жизнь ребёнка не только в детском саду, но и дома. Семинары, родительские собрания, несомненно, дают много информации о воспитании ребёнка. Важно полученную информацию применить и почувствовать, что все методы и приёмы, о которых рассказывают педагоги, действенны. Совместная деятельность ДОУ и семьи позволяет родителям активно учиться планировать семейные досуги, применять здоровьесберегающие технологии в практике семейного воспитания. Ребёнку важно включиться в совместную деятельность с родителями. В этом случае родители получают возможность общаться с ребёнком по различным вопросам, овладевать навыками общения. Совместная деятельность сближает родителей и детей, позволяет компенсировать тот недостаток общения между ними, о котором говорят сегодня психологи.

Таким образом, сегодня через разнообразные формы взаимодействия педагог должен стремиться поддерживать родителей в их воспитательной практике, помогать осознанно относиться к родительству, овладевать методами и приёмами воспитания. В свою очередь родители должны помогать педагогам лучше узнавать детей и вместе выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

Используемый источник:

Т.В.Кротова, Г.А. Выгонная Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО // Справочник старшего педагога дошкольного учреждения 2016. № 34 – 40

Консультацию для родителей подготовила:

старший воспитатель Волкова О.А.

Дата публикации — 22.07.2020