Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №79

Адрес140127, Московская область, Раменский м.р., п. Дубовая роща, Новая, рядом с домом №8

Контакты администрации

Рекомендации для родителей. Особенности развития ребенка с РАС.

    Ребенку с расстройством аутистического спектра очень сложно жить в социуме и ему нужно намного больше внимания, чем обычному ребенку.

          Что же важно знать и делать дома для развития ребенка с РАС.

*                Соблюдать режим дня. Все режимные моменты не только проговаривать, но и сделать альбом с фотографиями. Каждый раз, например, проговаривая «Саша, сейчас будем кушать», показывать фото, на котором изображено «Саша кушает». Или, вы собираетесь идти в детский сад, проговаривая ребенку: «Саша, сейчас пойдем  в детский сад», вы показываете фото, на котором «Саша играет в детском саду». Это позволит в свою очередь избежать истерик, плача и крика.

*    Как можно чаще в течение дня занимайте ребенка чем-то интересным, играйте с ребенком, разговаривайте с ним. В игре малыш будет учиться общаться и обучаться новому.

Предлагайте ребенку выбрать игру. В первое время игры предлагайте, учитывая его интересы. Например, держа в руках мяч и пазлы, вы спрашиваете ребенка: «Саша, что ты хочешь делать: играть в мяч (приподнимая руку с мячом) или собирать пазлы (приподнимая руку с пазлами)?». Саша выбирает, взяв руками, например, мяч и вы подтверждаете его выбор: «О! Ты хочешь играть в мяч! Будем бросать мяч». Либо вы можете выложить на стол игры и предложить ребенку выбрать самому игру. Постепенно, предлагая выбор, добавляйте еще одну игру, которой вы хотите научить ребенка. Возможно, малыш первое время не будет ее выбирать, тогда сначала вы поиграйте с ним в ту игру, которую он выбрал, а затем в новую игру.  Но необходимо после того как ребенок выбрал игру, проговорить: «Хорошо. Сначала мы бросаем мяч (показываем на мяч), а потом будем собирать фигуры (показываем на коробку с фигурами)». Вовлекайте в игру и занятия с ребенком людей из ближайшего окружения (папа, братья, сестры, бабушка и т.д.).

*    Ведите дневник или видеодневник наблюдений за ребенком. Фиксируйте любые успехи и трудности ребенка. Даже самые малейшие успехи необходимо замечать. Дневниковые записи помогут вам продемонстрировать специалисту то, что ребенок научился делать или то, что вызывает трудности.

*    Научитесь отказывать

Приучайте ребенка к словам «нет», «нельзя». Иначе малыш не поймет, что некоторые его поступки причинят боль – он будет толкать детей на площадке

или бить маму и т. д.

*    Соблюдайте ритуалы

Например, приучая ребенка к горшку, нужно высаживать его всегда в одно и

то же время, вместе с ним выливать содержимое в унитаз, мыть руки, вытирать исключительно его полотенцем.

Играйте в контактные игры  «Ладушки», «ку-ку», «зайчик» – такие примитивные развлечения помогают  развивать тактильные навыки.

*    Не балуйте малыша!

Дети с РАС великолепные манипуляторы, а вседозволенность мешает им

развиваться. Поэтому старайтесь не выполнять всю работу за них.

 

Как научить ребенка с аутизмом самостоятельно одеваться и раздеваться?

 

  Она из важнейших задач для родителей - научить ребенка одеваться и раздеваться без помощи взрослых. Умение самостоятельно обслуживать себя в быту помогает ребенку развиваться, особенно в социальном плане. Поэтому, чем раньше родители помогут освоить навык раздевания и одевания, тем лучше ребенок с РАС сможет осваивать другие не менее важные навыки.

  Детям трудно освоить данный навык по различным причинам:

Ребенок может убегать и его очень трудно заставить стоять спокойно.

Ребенку не даются отдельные операции, которые нужны, что одеться и раздеться.

Ребенок не может запомнить последовательность операций.

      Детей, которые имеют повышенную активность, родителям трудно бывает раздеть и одеть, а обучить их одеваться и раздеваться самостоятельно еще труднее. Ребенок может постоянно перемещаться по комнате, поэтому его приходится ловить и удерживать, чтобы одеть. Для того, чтобы ребенок с РАС смог начать обучатся навыку, нужно создать ему определенные условия:

Продумать распорядок дня, когда он должен переодеваться.

      Обычно это происходит 4-5 раз за день. Утро: снять пижаму, надеть домашнюю одежду. В течение дня может быть прогулка или поход в магазин: снять домашнюю одежду, собраться на улицу. Вторая половина дня: снять уличную одежду и переодеться в домашнюю. Вечером: переодеться в пижаму. Плюс стоит учитывать, что ребенок может запачкаться и нужно будет ему также менять одежду. Также лучше сделать так, чтобы ребенок привыкал к определенному месту, где ему нужно переодеваться. Утром и в обед можно переодеваться в комнате около кровати ребенка. Собираться на прогулку можно в прихожей. Больше не должно быть других мест переодевания, ребенок должен постепенно запоминать и усваивать это правило.

    Главное, чтобы домашняя одежда была без кнопок, молний и пуговиц, важно, чтобы одежда была комфортной и удобной. Основная задача – сделать процесс одевания быстрым, чтобы ребенок не успел отвлечься на посторонние предметы. Через некоторое время, если родители начинают замечать, что ребенок уже не пытается убегать, можно ослабевать контроль над действиями и предоставлять ребенку больше свободы, где будет проявляться его самостоятельность.

У таких детей бывают проблемы с тем, что они просто не умеют выполнять какие-либо операции (не может снять футболку, кофту, застегнуть пуговицы, молнию и т.д.). Чтобы  обучение протекало эффективней нужно:

-организовать место, как для одевания, так и для раздевания;

- понаблюдать за ребенком, какие операции он может выполнять, а какие нет. При этом, наблюдение будет более продуктивным, если ребенок будет пытаться выполнить больше операций самостоятельно. Иногда родители начинают тревожиться по поводу того, что ребенок может сделать что-то не так, поэтому не дают ему проявить самостоятельность, но не стоит сильно переживать, поскольку, в большинстве случаев, ребенок умеет больше, чем, кажется.

Есть операции, которые можно осваивать сразу во время одевания (подтягивание штанов, колготок, надеть или снять носки и т.д.). А некоторые навыки усваиваются в другое время (застегнуть, расстегнуть пуговицы, использовать молнии, выворачивать одежду и т.д.). Например, для того, чтобы научить ребенка застегивать и расстёгивать пуговицы, можно использовать тренажер (ткань с крупными пуговицами и петлями). Потом, если тренировки проходят успешно, стоит заменить тренажер (с мелким пуговицами и петельками). После успешного обучения на тренажёрах, ребенок учится застегивать и расстегивать пуговицы на себе (начинают с одежды, где есть крупные пуговицы и заканчивают одеждой, где присутствуют мелкие пуговицы).

 Некоторые дети не могут запомнить последовательность операций при переодевании и одевании. Это проявляется в том, что ребенок может взять не тот предмет одежды, который нужен прямо сейчас или же снять то, что только что надел. Обучение может происходить так:

- создать расписание в виде схемы операций, которые нужны при одевании и раздевании. Желательно использовать фотографии предметов гардероба и что нужно ребенку делать с конкретным предметом.

-  удобно расположить предметы одежды, которые нужно будет надевать.

Постоянная однообразная помощь со стороны взрослого, чтобы у ребенка постепенно вырабатывался навык.

    Если ребенок овладевает навыком переодевания и раздевания с помощью расписания, то можно уже начать убирать его и  понаблюдать за ребенком, что у него получается, что нет, с чем следует помогать, а с чем уже не надо. Далее помогать по необходимости.

 

Материал подготовлен педагогом-психологом Жижченко Е.А. 

 

 

 

 

Дата публикации — 14.01.2021