Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №79

Адрес140127, Московская область, Раменский м.р., п. Дубовая роща, Новая, рядом с домом №8

Контакты администрации

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС ДО   в работе педагога-психолога

Ознакомиться здесь:

https://www.pedalmanac.ru/219197

219197_page-0001.jpg

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС ДО   в работе педагога-психолога

 

    Предлагаю мастер-класс, который можно использовать в работе педагога-психолога с педагогами ДОУ.

 Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов и освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

Задачи:

Сформировать представление о профессиональном выгорании.

Помочь проанализировать степень подверженности эмоциональному выгоранию.

Способствовать снижению эмоционального напряжения педагогов.

Познакомить педагогов техникам и приемам саморегуляции.

Формировать  мотивацию  у педагогов к сохранению психологического здоровья.

       Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких.  Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Растут требования со стороны родителей, преобразования в системе образования: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, инновационные технологии.  Вместе с этим возрастет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами и нашим отношением к делу: риск выгореть существенно выше у тех, кто уверен, что всегда должен быть сдержан, не имеет права на ошибку и обязан служить примером для коллег. А также  ощущение, что нас недооценивают, наши усилия не имеют смысла, и мы никак не можем изменить положение дел.

     Такая ситуация неизбежно  приводит к эмоциональному истощению, известному как «синдром эмоционального выгорания». 

     Эмоциональное  выгораниеэто синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

     Хотя понятие «выгорания» связывают преимущественно с работой, нельзя отрицать, что все сферы нашей жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому время от времени необходимо оценивать свою жизненную ситуацию в целом.

    Сейчас я вам предлагаю выполнить упражнение

Упражнение «Батон»

У  вас на листочках изображен хлеб. Хлеб – это основной продукт, который необходим для жизни. Там изображено два батона, вам пока необходим один, выберите любой. Отрежьте тот кусочек от этого батона, который вы отдаете работе. Ровно столько занимает ваша работа. Следующее – сколько занимает ваша семья. Отметьте сколько, вы отдаете своей семье.

Здоровье.   Если вы уделяете время своему здоровью, может вы вообще не уделяете. Может и нет такого куска.

Самообразование.  В широком смысле этого слова, какие-то курсы, семинары, конференции, вебинары, профессиональная литература, общение с коллегами, профессиональное сообщество и т.д. Т.Е. как вы повышаете свое профессиональные знания, как их расширяете, как вы это понимаете.

Увлечения.  Это Ваше хобби, есть ли в вашей жизни место, для ваших дел, для любых занятий, увлечений. У кого осталось место для увлечений, У кого оно есть, это просто замечательно!

     Поднимите руки, пожалуйста, у кого осталось время на увлечения, хобби, ваше личное время? (Посчитать сколько таких педагогов). 

     Переходим ко второму батону.  А теперь распределите все эти критерии идеально, как бы вы хотели. Независимо от обстоятельств сегодня, посмотрите на ваш второй батон и распределите, где какие теперь позиции займут места.

Теперь запишите вопрос, это важно! Что Вы можете сделать для того чтобы то идеальное сочетание стало реальным, чтобы оно осуществилось? 

В этом упражнении спрятался БАЛАНС РЕАЛЬНЫЙ И ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ.

  Вы можете самостоятельно время от времени проводить эту самодиагностику и  регулировать   эти границы.

 Помните, чем меньше удовольствий в жизни, тем труднее переносить трудности и стрессы.

I.                  Практическая часть

    Дыхание — это единственная вегетативная функция, которая имеет произвольную регуляцию.

В состоянии стресса, при раздражении, негативных переживаниях сбивается дыхание. Оно становится поверхностным, шумным, учащенным, либо замедляется, «перестаем дышать».

     Осознанный контроль над дыханием – один из древнейших способов борьбы со стрессом и восстановления душевного равновесия.

     Характер дыхания тесно связан с процессами, которые происходят в нервной системе. При помощи дыхания мы можем регулировать процессы возбуждения и торможения в нервной системе.

       Все, что нужно сделать для того, чтобы успокоиться - это урегулировать дыхание, сделать его более глубоким, медленным, спокойным и ровным!

      Изменяя манеру дыхания, вы изменяете химию, физиологию и биологию своего тела! Когда вы приводите в порядок свое дыхание, вы приводите в порядок состояние ума и тела.

    Дыхательные упражнения и техники  способны высвобождать мощные силы и исцеляющие энергии ума и тела, снижают тревожность и чувство страха, помогают

избавиться от стресса, хронической усталости, нарушений сна, конфликтов в отношениях с близкими, возвращает в момент “здесь и сейчас”.

Существуют два типа дыхания:

а) успокаивающее дыхание (медленное, выдох длиннее, чем вдох).

б) активизирующее дыхание (быстрое, насыщает кислородом).

Упражнения на успокаивающее дыхание

1.  «Спокойное дыхание»

Высвобождение дыхания — один из способов расслабления.

Примите удобную позу, положите ладони на живот и вслушайтесь в свое дыхание. Понаблюдайте за ритмом, за тем, как живот поднимается на вдохе. В течение нескольких минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и детьми.

2. «Отдых»

Исходное положение — стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1—2 минут. Затем медленно выпрямиться.

Упражнения на активизирующее дыхание

3. «Мобилизующее дыхание»

И. п.  - стоя. Глубокий вдох, пауза  и короткий, энергичный выдох (руки вперед). Вдох и 3 резких движения. Длительность вдоха превышает выдох приблизительно в два раза.

4. «Осознанное дыхание»

Исходное положение - стоя. Вдох на 8, задержка дыхания на 2 сек., выдох - такой же продолжительности как вдох. Затем постепенно увеличивайте фазу выдоха.

Дыхание регулируется с помощью метронома или мысленным счетом самого занимающегося. Каждый счет приблизительно равен секунде.

5. «Замок»

  Исходное положение - стоя, корпус выпрямлен, руки в замок, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2- 3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают.

6. Дыхание с поворотами.

Как только подышали, сразу захотелось подвигаться. Потому что мышцы обогатились кислородом и им хочется прийти в тонус.  И мы добавляем физические упражнения.

7. «Напряжение – расслабление»

И.п.- стоя. Большой палец зажать в кулак, руки опущены вниз. Напрягли кулаки (всю злость туда направили), через несколько секунд напряжение сбросить, руки расслабить. Любые движения руками быстро, активно. Хорошо, активно подвигались.

8. «Звуковая гимнастика»

И.п.- стоя. Делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

А - воздействует благотворно на весь организм, подкрепит чувство радости;

Е - воздействует на щитовидную железу;

И - воздействует на мозг, пробуждает селезенку, усиливая качество гибкости, желудок, усиливая качество терпимости, принятия других людей;
О -  воздействует легкие, делает мысли легкими, освобождает от застарелых эмоций;
У - воздействует на почки, активизируя процессы омоложения организма, помогает избавиться от эмоций печали и страха.

Э -  воздействует на печень, активизирует переработку гнева, злобы, нетерпимости.

Хочется потянуться. Потянулись, руки в разные стороны и  улыбнулись.

    Всем спасибо. Желаю Вам душевного благополучия. Берегите себя для себя!

 

 

 

Дата публикации — 01.02.2021