Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №79

Адрес140127, Московская область, Раменский м.р., п. Дубовая роща, Новая, рядом с домом №8

Контакты администрации

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста (материал подготовлен учителем – логопедом Кучеренко М.А.)

    К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребенку возможность быстрее освоиться с письмом. Представлены возрастные особенности овладения детьми моторными и графическими навыками.

Возрастные особенности развития графомоторного навыка.

Ребенок 1,5 - 2 лет.

В этом возрасте малыш все тянет со стола, что только видит. Это объясняется тем, что главная психическая функция данного возраста –  восприятие окружающего мира предметов. Любой предмет ребёнок тянет в рот, стремится ощутить его тактильно.

Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он еще не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.

Ребёнок  2 - 3 лет.

Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются.

Ребенок 3 - 3,5  лет.

Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.

Ребёнок 3,5 – 4 лет.

Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно - пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.

Ребенок  5 лет.

Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку. Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы.

Ребенок 6 - 7 лет.

Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.

Сформированность мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным.

Следует обращать внимание на такие ошибки: невозможность пересчитать пальцы: пропуск то одного, то другого пальца; лишние движения на другой руке, ноге (синкинезии); при пересчете пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски пальцев, возвраты; медленное выполнение отстукивания ритмов; при выполнении проб – повышенный мышечный тонус, резкость движений; в пробах на имитацию – отсутствие плавности движений, точности выполнений.

Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т.е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности. Развитию тонкокоординированных движений рук способствуют также  следующие занятия:

  • собирание пирамидок, матрешек,
  • собирание узоров из мелкой мозаики;
  • собирание пазлов разного размера;
  • закручивание гаек в конструкторе,
  • работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, липучек, кнопок, крючков разной величины;
  • завязывание и плетение шнурков, лент;
  • лепка;
  • аппликация, вышивание, оригами;
  • игра с наборами мелких фигурок (бирюлек) для развития тактильного восприятия и т.п.

В процессе выполнения подобных упражнений развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность.

К сожалению, моторная неловкость при выполнении манипуляторных действий, трудности и неудачи в овладении ими вынуждают ребенка избегать сложных действий. Поэтому платье с мелкими пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем неинтересный, лучше поиграю с машинками», вязать, лепить, конструировать «неинтересно, не хочется». Существуют специальные игры для развития пальцев («Гребешок», «Царапка», «Лесенка»), пальчиковые (имитация животных, людей, предметов), театр теней.

Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, – сложное инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими. В возрасте 6-7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, ребенок может достичь хороших результатов в развитии моторики кисти.

Для развития графического навыка следует использовать: графический диктант; рисование линий: прямые и фигурные дорожки; рисование по точкам, контурам, клеточкам; штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки. Развитию мелкой моторики рук помогает: пальчиковая гимнастика; упражнения на освоение предметных действий. Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений.

Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. В 6-7 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок: прямые вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши), крупными петельками.

   Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним  движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.

   Работа по подготовке детей к письму должна также включать развитие их пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева – направо, сверху – вниз, вперед – назад). Развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.

Развитие изобразительных и графических умений (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений).

Рекомендации по подготовке детей к письму:

  • Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 мин.
  •  учимся правильно держать ручку и бумагу;
  • учимся рисовать прямые линии, вертикальные, горизонтальные, наклонные;
  • учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии;
  • учимся рисовать полуовалы: верхние, нижние;
  • учимся рисовать круги и овалы;
  • учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку);
  • учимся рисовать линии, полуовалы, овалы определенной величины (вводим ограничительную линейку - строку);
  • учим печатные буквы и учимся писать их правильно;
  • учим элементы письменных букв.
  • обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий.

Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.

Помните, что развитие графических навыков, постановка письма требует больших усилий и терпения, как со стороны ребенка, так и со стороны  взрослого.

Вы с вашим ребенком обязательно добьетесь  больших успехов.

Удачи Вам!

Список литературы

       1.Новоторцева Н.В. Обучение письму в детском саду  Ярославль, 2012.

  1. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. Москва, 2001.
  2. Безрукова Н. Учимся писать: для детей 4-6 лет. Москва, 2009.

 

Дата публикации — 17.05.2020